|
Проект ALLEXPO.RU является одним из ведущих Интернет-порталов, освещающих выставочную деятельность в России, странах СНГ и за рубежом. С помощью нашего портала Вы узнаете о планах проведения выставок, конференций и семинаров.
Здесь Вы найдете расписание выставок, проходящих на таких крупнейших выставочных площадках Москвы, как: «Крокус Экспо», «Сокольники», «ВВЦ», «Экспоцентр на Красной Пресне» и др. На сайте представлены
выставки в Москве
, календарь выставок Москвы на 2009, 2010, 2011 и 2012 год, выставок Петербурга и план выставок года за рубежом.
|
| | Российский выставочный рынок: |
Статьи о выставках > Аналитические обзоры > Российский выставочный рынок
Немного истории
Выставочный рынок начал складываться в Москве, как, впрочем, и по всей России, с началом перехода к рыночной экономике, то есть с 1989-1990 гг.
Этот процесс положил конец монополии государства, представленной одной выставочной организацией, а именно "Экспоцентром" на Красной Пресне. Акционировавшись в 1992 году, "Экспоцентр" стал частью рынка, оставаясь при этом самым крупным выставочным центром страны.
Следует понимать, что выставочный бизнес в его современном понимании начался не с ВСХВ/ВДНХ, само название которой - Выставка достижений народного хозяйства - было довольно лукавым. Поскольку всей советской истории страны сопутствовал хронический дефицит всего и вся, то получается, что всех достижений народного хозяйства только на эту выставку и хватало.
А что такое выставочный бизнес в современном понимании? Ответ лежит в русле общемировой тенденции: организация и проведение выставок узкоспециализированной направленности.
Такой вид выставок ведет в стране отсчет с 1959 года. Именно тогда в Москве прошла Американская национальная выставка. Это была первая выставка на территории специально к этому моменту выстроенного выставочного комплекса в парке Сокольники. Справедливости ради надо сказать, что это тоже была выставка "достижений народного хозяйства". Только американского. За ней последовали национальные выставки других государств - Италии, Великобритании, Румынии, Индии и других. Но со временем они стали перемежаться специализированными выставками.
До 1977 года в СССР был только один организатор международных выставок - Торговая палата СССР, позже переименованная в Торгово-промышленную палату. Решение о проведении международной выставки принималось на уровне Совета Министров СССР. Он выпускал распоряжение, соответствующие министерства выделяли деньги, и единственный организатор - Управление международных и иностранных выставок при Торговой палате СССР - эти деньги "осваивал". Но, самое поразительное, Советский Союз в своей стране не был представлен на выставках по радиофизике, геологоразведке, системам и аппаратуре связи, переработке и синтезу полимеров, процессам и оборудованию микробиологических производств. Возможно, за этим стояла боязнь выдать секретные разработки.
С позиций рыночной экономики очевидно одно: затрачивая колоссальные деньги на организацию таких выставок, Советский Союз работал на продвижение зарубежной, а не собственной продукции. В 1977 году вступил в строй Выставочный комплекс на Красной Пресне и возникла специализированная выставочная организация "Экспоцентр", уполномоченная заниматься организацией международных выставок.
Сегодня в России динамично развивается современная выставочная индустрия. Устойчиво растет число специализированных выставок в сегменте В2В.
По экспертным оценкам, оборот выставочного рынка составляет около 350 млн. долл. в год. 42 выставки 16 российских организаторов приняты в UFI - The Global Association of the Exhibition Industry. В UFI принимают выставки, которые играют значительную роль в развитии экономики страны или региона и по своим кондициям отвечают международным стандартам.
Распределение 42 российских выставок, принятых в UFI, по выставочным компаниям:
АСМ-холдинг - 1 ВВЦ - 1 Выставочный холдинг MVK - 6 Защита Экспо - 1 Казанская ярмарка - 1 Кузбасская ярмарка - 1 Ленэкспо - 1 Максима - 3 Маркетинговый ценнтр "Экспохлеб" - 2 МеталЭкспо - 1 Ортикон - 1 Рестэк - 5 Росинэкс - 1 Сибирская ярмарка - 2 Старая крепость - 1 Экспоцентр - 13
Современное состояние
В 2003 году по всей России прошло 2 447 выставок суммарной площадью-нетто 2 839 315 кв. м. Эти выставки посетил 21 миллион человек. Участниками выставок в России стали 230 200 компаний из 129 стран. Из зарубежных стран на выставки в Россию прибыли 21 300 экспонентов. Активнее всего проявляют себя на выставочном рынке предприниматели из Италии и Германии, что понятно: с этими странами у нас самый большой товарооборот. За ними в "горячей десятке" следуют Польша, Турция, Франция, Китай, Испания, Финляндия, США, Чехия. Разрыв между первым и последним в этой топ-десятке существенный: если из Италии в российских выставках участвовала 3181 компания, то из Чехии - 456.
Выставочный рынок Российской Федерации насчитывает 456 операторов. В силу исторических причин большая часть выставочной деятельности сосредоточена в столице России - Москве . По количеству проданных в 2003 году выставочных площадей лидирует Москва - 56%. За ней с большим отрывом следует Санкт-Петербург - 10%, и 34% приходится на все остальные регионы России. Средняя площадь 80% московских выставок составляет 1,5-2,0 тысячи квадратных метров.
В тройку лидеров российского выставочного рынка по годовому суммарному объему проданных выставочных площадей входят российские компании "Экспоцентр" и Выставочный холдинг MVK, а также британская компания ITE. Именно эти компании проводят в Москве сильные выставки, имеющие длительную и хорошую коммерческую историю, соответствующие международным стандартам и достойно представляющие выставочный бизнес в целом. Среди российских выставочных компаний только Выставочный холдинг MVK имеет сеть представительств в столицах наиболее экономически активных регионов России - Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Новосибирске, Казани, Волгограде, а также в Казахстане и на Украине.
На московском рынке действует около 120 выставочных компаний, среди которых есть и представительства зарубежных выставочных центров. К числу наиболее серьезных относятся Messe Dusseldorf GmbH (Германия), M.S.I. (Австрия), Messe Frankfurt GmbH (Германия). Стоит заметить, что иностранные выставочные компании, изначально ориентированные именно на иностранных экспонентов, 80 - 90%% денежных средств от продажи услуг, оставляют за рубежом. Москве достается лишь та часть денежных средств, которая обусловлена платой за аренду площадей.
Стоимость участия в выставках сильно колеблется в зависимости от многих факторов - региона, имени организатора, выставочной площадки, спроса на конкретную выставку. Цена на 1 кв. м арендуемой площади колеблется от 70 до 500 долларов США. Самые высокие цены в "Экспоцентре".
К числу самых серьезных проблем российского выставочного рынка относится острая нехватка качественных выставочных площадей. Подчеркиваем, что речь идет не о выставочных площадях вообще, а именно о качественных, специализированных выставочных павильонах. Из выставочных площадок современным условиям удовлетворяют "Экспоцентр" (где примерно половина - это собственные выставки "Экспоцентра" и другая половина - выставки других организаторов), Культурно-выставочный центр "Сокольники" (практически на 100% занятый выставками Выставочного холдинга MVK), Гостиный Двор (разные организаторы) и открывшаяся в феврале новая современная площадка "Крокус Экспо", которая пока также сдает в аренду площади разным организаторам. Россия одна из немногих стран Европы, не имеющая ни одного большого (более 100 тыс. кв. метров) выставочного комплекса. Например, самая большая выставочная площадка России "Экспоцентр" насчитывает 58 000 кв. м. Сейчас в правительстве Москвы обсуждается вопрос о строительстве выставочного комплекса на 120 - 150 тысяч кв. м на территории ВВЦ.
Другая серьезная проблема - нехватка парковочных мест и невозможность их организации рядом с выставочными центрами. В первую очередь это касается Москвы. Это связано с тем, что почти все московские выставочные комплексы находятся в зоне действующей жилой застройки. Исключение составляют новый "Крокус Экспо" (который находится на внешней стороне МКАД, то есть на территории Московской области) - у него есть паркинг на 3000 мест, и Культурно-выставочный центр "Сокольники" (базовая площадка Выставочного холдинга MVK) - 700 мест.
Некоторые аналитики отмечают усиливающуюся тенденцию появления на московском выставочном рынке новых игроков. Другие считают, что в последние годы рынок находится в состоянии некоторого равновесия: 5 - 7 компаний ежегодно приходят на московский рынок и столько же уходят с него в небытие. Серьезные игроки относятся к этому явлению спокойно. У экспонента должна быть свобода выбора. В конечном счете, именно экспонент своими деньгами решит, какие выставки интересны, а какие должны с рынка уйти. Но чтобы был понятен масштаб проблемы, стоящей перед экспонентами, надо заметить, что зачастую число выставок по одной тематике исчисляется десятками.
Отсутствие достоверной статистики по выставочным мероприятиям - еще одна проблема российского выставочного рынка. А точнее, экспонентской его составляющей. В условиях, когда тематика и сроки проведения выставок дублируются на каждом шагу, надежным ориентиром для потенциального экспонента служат базовые статистические показатели: площади, число участников, число посетителей. По европейским, в частности немецким, стандартам выставки делятся на три категории: А - статистика прошла независимый аудит; В - статистика есть, но она не прошла аудит; С - нет никакой статистики. При таком подходе российские выставки попадают в категории В и С. Исключение составляет Выставочный холдинг MVK, который пошел по пути аудита статистики площадей, экспонентов и посетителей по стандартам FKM (Германия) - Общества добровольного контроля статистических данных выставок/ярмарок. В 2004 году FKM уполномочила проводить аудиторские проверки консалтинговую компанию "Ernst&Young". Ответ на вопрос, почему именно FKM, достаточно прост. Да, очевидно, есть и другие системы контроля статистики, но авторитет Германии на мировом выставочном рынке неоспорим. Брать, так лучшее.
Перспективы
Перспективы развития выставочного рынка эксперты связывают с перспективами российской экономики в целом. Рост отрасли всегда влечет за собой рост выставок по соответствующей тематике.
Распределение российских выставок по отраслям:
По отраслевой специализации российские выставки распределяются следующим образом:
Продукты питания и напитки - 10,6% Строительство и комплектация - 9,6% Здравоохранение - 9,2% Информация, связь - 8,3% Одежда, обувь и драгоценности - 7,6% Спорт, досуг - 6,9% Мебель, предметы быта - 6,2% Транспорт - 6,2% Сельское хозяйство - 5,8% Издательство, полиграфия - 3,8% Механизмы и оборудование - 3,7% Защита окружающей среды - 3 ,2% Этикетка. Тара. Упаковка - 2,9% Все остальные отрасли - 16, 2%
Статистические данные опираются на годовой отчет МСВЯ - Международного союза выставок и ярмарок СНГ и стран Балтии, а также на опубликованные в российское прессе экспертные оценки.
Источник: Выставочный холдинг MVK
| | | |